пятница, 9 декабря 2011 г.

Из опыта решения педагогических ситуаций



Рубрика "Кому интересно". Перед вами три пед.ситуации, которые выпали мне на моём аттестационном испытании. Испытание длилось от 1,5 до 2 часов. Активный мыслительный процесс, мозговой штурм, раннее утро и до 2 листов бумаги (+ черновик). Результат испытания будет известен позже (до 1 месяца), поэтому - Интрига.  







Сам Опыт

01. Один из учеников просит объяснить, как преподаваемый Вами предмет связан с другими учебными предметами. 
Как Вы поступите, что сделаете, скажете и др. в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант, ориентируясь на содержание предмета, который Вы сейчас изучаете с классом объемом не более 1 страницы.

Передо мной один из наиболее частозадаваемых вопросов, звучавших в моей практике. Этот вопрос логичен: учащиеся интересуются тем, что они учат/занимаются. Эта ситуация ставит цели ответить, дать разъяснения учащемуся в полной мере, смотивировать его на более внимательное и успешное (вместе с тем и интересное) обучение. Этот вопрос должен быть поставлен и самому себе (учитель), так как межпредметная связь на уроках важна и должна легко прослеживаться не только на занятиях английского языка.
Наглядный пример я рассмотрю, как если бы это произошло в 6 классе с темой серии уроков «Страна изучаемого языка: Великобритания» (то, что мы изучаем сейчас по тематическому плану). В ситуации, когда меня (учителя) спрашивает учащийся, то я, выбрав подходящее время (не на уроке, а на перемене, после занятий), разъяснил бы ему волнующий его вопрос чёткими фразами, очевидными фактами, знакомой ему информации. Конкретно: я бы обратил его (ученика) внимание на то, что эта конкретная серия занятий по теме «Великобритания» тесно связана с многими знакомыми ему (ученику) предметами из его расписания: он (урок) связан с географией (местоположение страны на карте, реки, горы); с искусством/МХК (культура, живопись, литература); с историей (короли, войны, правящая династия); с природоведением (природа страны, климат, флора, фауна); с физкультурой (спортсмены, традиционные виды спорта). Также можно привести примеры связей и с другими учебными предметами, которые только будут ещё изучаться (учеником): физика (английские учёные, законы); философия (выдающиеся люди Британии); экономика (деньги, история монетного двора); право (политическое устройство).

02. На уроке с конца ряда передается записка. Ученики молча читают ее, смотрят на потолок и хихикают, после чего передают записку дальше, не особо скрывая ее от учителя. Учитель видит записку, забирает ее, разворачивает и видит сообщение «посмотри на потолок». Он смотрит на потолок, в это время класс разражается взрывом хохота.
Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.

Передо мной типичная ситуация (из серии подобных), в которых учащиеся (преимущественно из средне-старших классов) стараются «протестировать»/«испытать»/«выявить» и «увидеть» какие эмоции, действия будет совершать учитель. В большинстве случаев (вспоминая свой учительский опыт) не стОит «паниковать»/«кричать»/«грозить директором». В этих ситуациях следует вести себя естественно и логично, последовательно, взвешенно и с юмором, решая воспитательно-педагогическую проблему, сохраняя благоприятную, не вызывающую протеста и негатива со стороны учащихся.
После того, как я посмотрел на потолок, я бы улыбнулся со всем классом и выразил бы своё отношение к этой ситуации, останавливаясь на положительных и отрицательных моментах (не во вред педагогическому/образовательному процессу – либо кратко сформулирую мысль, либо «вспоминаю» на переменке / после уроков). Возможные фразы: «Следование инструкциям способствует развитию таких качеств, как ответственность, исполнительность и доверие» / «Мне нравится, что такая ситуация показывает, что вы как класс являетесь сплочёнными, верными идее, с таким искромётным чувством юмора» / «В классе такая благоприятная атмосфера, мне приятно с вами работать в партнёрстве, давайте продолжим урок …» / «Не буду спрашивать, искать того, кто это придумал – что сделано, то сделано – давайте извлечём для себя полезные моменты из этого, - попытаемся не следовать «стадному чувству», а будем следить каждый за собой»
Ещё как вариант (если позволяет обстановка на уроке (хватает времени, смена вида деятельности) и партнёрские отношения с учащимися), можно рассмотреть и такое продолжение ситуации, в котором можно проследить быстроту реакции, организующий момент, смекалку, педагогико-воспитательный момент «молчаливого замечания» о поведении: …после того, как я посмотрел на потолок, я беру мел, подхожу к доске и для всех пишу: «Открой тетрадь, возьми ручку, запиши тему».

03. Вы собираетесь на занятие в класс, где есть ученики с разным уровнем готовности к освоению новой темы.
Как Вы поступите, что сделаете на этапе подготовки к уроку? Напишите Ваш вариант, ориентируясь на содержание темы, которую Вы сейчас изучаете и конкретных учеников из класса, в котором Вы будете вести занятие.

Передо мной характерная ситуация, свойственная новым учителям, которые приходят в школу, новым учащимся или учащимся, в силу особенностей психологии или воспитания, имеющим трудности в обучении. Этап подготовки к уроку требует от учителя осведомлённости о классе, степени готовности, работоспособности, особенности каждого из учеников. Это позволяет легче и с наибольшим успехом и эффективностью справиться с учебной программой. Проиллюстрировать данный случай, я выбрал ситуацию в пятом классе моей школы с семью учениками в нём, из которых два (N и Y) – учащиеся с разным уровнем готовности к освоению новой темы «Продукты питания».
Цель учителя в конкретной ситуации произвести действия, подобрать методики и формы работы, которые способствовали бы плавному, но уверенному включению в работу учеников N и Y, позволили бы каком-либо этапе (начальном) упростить, повторить, убедившись, что эти действия способствовали бы максимально эффективному и успешному освоению новой темы учениками с разным уровнем готовности.
На этапе подготовки к уроку по теме «Продукты питания» я-учитель произведу дифференциацию новых лексических единиц и способов их семантизации от контекстного к наглядному. Выберу форму работы над заданиями, при которых будет возможность сгруппировать учащихся в мини-группы с учётом «сильных» и «менее сильных» (N и Y). Предложу задания ученикам N и Y с выбором ответа. Буду опираться на те знания и опыт, которыми владеют они, и которые позволят справиться с целями урока, серии уроков по теме «Продукты».

3 комментария:

  1. По пункту №1 я бы ещё добавила. Если этот ученик довольно способный, любознательный и творчески мыслящий, я бы предложила ему написать реферат (подготовить доклад, провести исследование) на тему заданного вопроса.
    Когда на уроке дети ставят меня каким-то вопросом в тупик, я отвечаю: а это будет твоё домашнее задание, открой дневник и запиши. Потом могут получиться интересные сообщения.

    ОтветитьУдалить
  2. спасибо, вполне неплохо)))))))

    ОтветитьУдалить
  3. Ситуация 2. Одно лишь «Мне нравится, что такая ситуация показывает, что вы как класс являетесь сплочёнными, верными идее, с таким искромётным чувством юмора» ведет к поощрению этого поведения

    ОтветитьУдалить